История автомобильного моста через реку Самару

Почти каждый день на протяжении многих лет с утра на работу, вечером домой я езжу через железный автомобильный мост через реку Самару. Мост соединяет отдаленные городские районы (Сухую Самарку и 116 км, поселок Гранный и Новокуйбышевск) с самим городом Самара. Сооружение находится у самого устья реки, впадающей в Волгу. «Какова его история?» — вдруг совсем недавно озадачился я, стоя в огромной пробке на мосту и ощущая его равномерное раскачивание под тяжестью очередного проезжающего грузовика.

После основания крепости Самара на другую сторону реки Самара можно было перебраться только на лодках. В то время на самарской пойме не было постоянных поселений, поэтому регулярного движения не было. После основания Засамарской слободы в начале 18 века стало осуществляться регулярное сообщение с противоположным от Самары берегом. За небольшую плату всегда можно было найти лодочника, который перевёз бы на другую сторону реки. Так возник «переправный» промысел, приносивший постоянный доход владельцам корыт, тазиков и прочих лодок. Зимой промысел умирал — все переправлялись по льду.

После того, как Самара приобрела статус одного из центров российской хлеботорговли, в сентябрьские дни огромные потоки повозок с зерном двигались в город. Проблема переправы через реку встала особенно остро.

Решили ее в конце 80-х годов 19 века, когда стали наводить плашкоутные мосты. Плашкоутный мост представляет из себя конструкцию из нескольких судов, выстроенных в ряд поперек реки, по верху которых выложен настил из досок. По доскам можно было легко переправиться вместе с грузом в город и обратно. Правда, в дни весеннего половодья или сильного волнения мост частенько ломался, что приводило к периодическому прекращению сообщения с городом на несколько недель.

строительство моста через Самару

Плашкоутный мост просуществовал вплоть до начала строительства на его месте железобетонного моста в 1950-х годах. Новый мост строился в духе того времени — силами заключенных ГУЛАГа. И лишь после смерти Сталина, на завершающем этапе, в дело вступили бригады вольнонаемных строителей. Торжественное открытие моста состоялось 15 сентября 1954 года.

Еще одно знаменательное событие, связанное с мостом, случилось 15 мая 1971 года — в 19 часов 30 минут грузовой теплоход «Волго-Дон 12» столкнулся с опорой моста, в результате чего один из пролетов рухнул на судно. Как показало следствие, капитан корабля, приписанного к Ульяновской области, сразу после разгрузки угля решил уйти в Тольятти за новой партией груза. В силу незнания фарватера и необходимости сложного маневра он попросил капитана местного буксировщика вывести его по нужной траектории. Но капитан буксировщика не справился с возложенными на него обязанностями, и допустил грубую ошибку в условиях быстрого течения, в результате которой и произошло столкновение с мостом.

столкновение с мостом

Но худа без добра не бывает — после столкновения пришлось восстанавливать мост и проводить его капитальный ремонт. И, с тех пор, мост несет на себе огромную нагрузку, соединяя два берега одного города. Почувствовать давление, которое испытывает конструкция моста можно, если остановиться в середине моста и замереть. Каждый проезжающий автомобиль будет приводить в движение огромную конструкцию, раскачивая ее из стороны в сторону.

В настоящее время идут разговоры о возведении второго автомобильного моста, который смог бы уменьшить многокилометровые пробки, возникающие каждое утро при въезде в город.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Компас туриста
Добавить комментарий

  1. Александра

    не помешал бы второй мост, а то действительно печальная ситуация

    Ответить
  2. Помпей

    Каждый рабочий день на протяжении 3-х лет приходится по часу стоять в пробке перед мостом. Ситуация печальная, на самом деле.

    Ответить
  3. Аноним

    Слышал,что группа молодых архитекторов в те годы предлагала проект моста в два раза шире.Ну их и того….в расход пустили,как врагов и расхитителей.
    И вот теперь каждый летний вечер,чтобы попасть на свою родную с детства базу Водник,приходится бросать машину на Хлебной,а дальше на велике.Оптимальный вариант.
    А Волго-Дон при мне мост протаранил.Троллейбус в метре от края оказался.Успела тетенька тормоз надавить.А потом сознание потеряла от увиденной бездны…Вроде бы один УАЗик на дно ушел.Водитель спасся.
    А потом сезон или два стоял армейский понтонный мост,почти как в 19 веке

    Ответить