Легенды Царева кургана

Царев курган

Название Царева кургана можно связать с топонимическими легендами хана-царя или Ивана Грозного, насыпавших курган. Легенды эти бытовали уже в первичной половине XVII века. Вместе с тем у заморского посла герцога голштинского Адама Олеария, который посетил эти места в 1634 году, в транскрипции курган назван Sariol kurgan (mons), что можно сопоставить с тюркским сары, сар — желтый, олы — большой.

“…татарский князь по имени Мамон с семью татарскими царями плыл по Волге вверх и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен. Воины, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами, и оттого образовалась гора…”

По одной из легенд под Царёвым курганом похоронен татарский хан Мамон, шедший с войском на Москву, но погибший в пути. По другой – на этот курган восходил царь Иван Грозный, когда шел завоевывать Астраханское ханство.

С курганом связано и одно из преданий о Петре Первом. Своё первое путешествие по Волге Петр Великий совершил в 24 года (ок. 1696). По преданию он восходил на Царев курган, чтобы полюбоваться живописными окрестностями. Царь в это время путешествовал вместе с сыном Алексеем, в честь которого основал село Алексеевку (недалеко от Самары). Сразу после победы под Полтавой царь и А.Д. Меншиков, совершили конную поездку на Луку. Петр подарил своему любимцу земли на Самарской Луке (Александровская и Усольская волости). Историки считают, что царь в этот раз посетил Серную гору и Серный завод, устроенный по его Указу.

Место у подножия невысокой горы и широко раскинувшийся поселок Волжский (ранее село «Царевщина») имеют интересную историю. Им владели и цари, и богатейший боярский род Долгоруких (Долгоруковых), и дворяне Панчулидзе и Дашковы. При В.А. и Е.В. Дашковвых в 1832 г. у подножия кургана была построена церковь Рождества Христова, которая в годы советской власти была полностью разорена. Отреставрированное в конце XX века здание вновь стало действующим храмом. Эта церковь — памятник провинциального классицизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Компас туриста
Добавить комментарий

  1. Аноним

    В конце статьи есть слова «При В.А. и Е.В. Дашковвых в 1832 г. у подножия кургана была построена церковь Рождества Христова,…» Позвольте уточнить. Инициалы Е.В. правильны, то была Елизавета Васильевна, до замужества Пашкова, дворянка. Супруг её имел другие инициалы, он был Дмитрий Васильевич, выходец из мелкопоместных рязанских дворян. В 1831 г. они поженились. В своей деятельности Дмитрий Васильевич трудился в законодательном ведомстве. За свои способности был приближен к императору Николаю 1. В 1832г. он был назначен министром юстиции России. Умер Дмитрий Васильевич Дашков 51 года от роду 26 (ст.) ноября 1839 г. и похоронен в Александро-Невской Лавре, в Петербурге. Церковь Рождества Христова построена в Большой Царевщине в 1833 г., на что указывает памятная доска на её стене. По этому поводу приведу слова настоятеля церкви протоиерея Владимира Назарова: «Храм был построен на средства древнего дворянского рода, вдовы бывшего министра юстиции России Дашкова. Тут было их имение. И благочестивая женщина построила на своих землях великолепный храм для поминовения усопшего супруга». Автор смысла этих слов не протоиерей Владимир Назаров, а глава РПЦ того времени. Налицо исторический казус. Церковь, по какой-то причине, построена на 6 лет раньше смерти человека, в память которого она создавалась. Срок строительства храма в те времена, со всеми хлопотами и работами, составлял в среднем от 6 до 8 лет. Это подсказка. Может кто-нибудь разгадает тайну этого казуса? Ответ шлите на адрес E-mail: ser3984712@yandex.ru

    Ответить
  2. gerz

    Интересная легенда!!!

    Ответить