По Самарской Луке на велосипедах

Отчет о велопутешествии: Самара — Рождествено — Елгуши – Ширяево – Чурокайка – Гудронный – Ширяево – Самара

Наступил отпуск, и мы решили смотаться вглубь Самарской Луки на велосипедах, благо на дворе лето, август, тепло и солнечно. Маршрут выбрали такой, чтобы и не торопиться, и непростой, и по глухим местам чтоб пролегал. В прошлом-то году очень много изъездили, многое повидали. Но вот Гудронный избежал участи быть осмотренным нами, и на Елгуши заехать хотелось — о них особенно много разговоров ходит. В один прекрасный вечер рванули.

На вечернем пароме в Рождествено переправились. Как всегда, первым делом в магазин завернули, что на центральной площади у рынка, за продуктами. Накупили всего побольше, так как по маршруту ехать планировали размеренно, не торопясь, получая, так сказать, удовольствие. Планированием маршрута занимались по ходу движения, как поедем – так и поедем.

Уже почти стемнело, когда добрались до гор, что находятся по прямой от Рождествено. Там и заночевали, установив палатку в лесу рядом с грунтовой дорогой, уходящей в лес.

На утро, хорошо позавтракав (всё-таки отпуск) оказалось, что продуктов мало. Сгоняли назад в Рождествено – 10 км туда — обратно уже не расстояние, после прошлогодних заездов. Если говорить в целом, в горы углубились мы в обед. И путешествие по неизвестным местам началось.

Сразу после подъема в гору дорога выходит на безлесок, тянущийся несколько километров. Повстречали очень много грибов (маслят), ежевики. После городской суеты и пыли любой дар природы воспринимается по-особенному позитивно. Останавливались часто, собирали ягоду, пили воду (было жарко). Торопиться некуда.

Сразу скажу о клещах. Было их много, как и в прошлом году в это время. Практически на каждые сто метров садились по 1-2 штуки, а то и больше. Причем все – большие по размерам. Мы сразу обработали штаны аэрозолем против клещей. Проверено – это работает. Клещ, садясь на штанину, через несколько секунд сам отваливается и падает на землю. У меня есть подозрение, что и без обработки спреем клещи все-равно падали бы. С чем связано их такое поведение – не знаю. Видимо, время года такое. Тем не менее, все равно большие заросли травы пытались объезжать стороной – в ней всегда полно клещей. Пройдя по такой траве метров 20 можно было увидеть на штанах до 10 штук сразу. Так что к путешествиям в это время надо обязательно готовиться в плане одежды и отравы для клещей.

Оказалось, что поехали мы не совсем по нужной дороге. Нужная находилась правее километрах в 4-х, и шла параллельно. Поняли это не сразу, почуял каким-то чувством, что не туда едем. По карте сориентировался, и решили пойти по лесу, благо подвернулась еле видимая дорога, свернувшая налево. По ней и поехали, а затем пошли, а затем потащились кое-как. В конце концов, дорога закончилась прямо в середине леса, на полянке с крапивой. Но возвращаться мы не будем – всё-таки приключение, какое-никакое. Вперед! Вел на плечо, и между поваленных деревьев да кустов непроходимых пошли искать параллельную дорогу, которая по моим прикидкам и должна была идти на Елгуши.

Кто ходил с велосипедом по лесу знает, что это такое, рассказывать особо не буду. А у нас еще рюкзаки за спиной, а впереди овраг и подъем. Осилили. И тут началась жесть.

То есть просвет-то я увидел. Видимо, там и была нужная дорога. Только между просветом и нами вдоль всей окраины леса было молодая поросль деревьев. Знаете, такие деревца с диаметром ствола в 5-8 см. Вроде бы ничего страшного. Но растут они на расстоянии 40-50 см друг от друга. А у нас велосипеды негнущиеся, с педалями и рулем выступающими. Ширина полосы с молодняком была метров 20, но пройти ее – это был подвиг. Чтобы это понять – надо сделать то же самое. Короче, вышли мы из леса.

Поле с высокой травой, всё изрытое кабанами, лежало перед нами. Дороги пока не видно. Подошли к одинокому дереву, сложили рюкзаки, велы и пошли искать дорогу – сил таскаться с поклажей уже не было.

В итоге дорогу нашли, и, как позже оказалось, вышли мы на знаменитую «Лыжню Политехников». Увидели несколько подготовленных стоянок туристов – видимо, здесь частенько кто-то останавливается лагерем. К поклаже возвращались радостные, поедая при этом всю ежевику, попавшуюся нам на пути. Вкуснотища!

Отряхнулись, поехали. Дорога так себе, колея и заросли травы местами. Но для нас она было практически шоссе. Ехали бодренько, только мух было очень много – лезли в глаза. Тоже особенность времени.

Вскоре выехали из леса. Это и есть район Елгушей. Пытались найти озеро, якобы находящееся здесь. Не нашли. Единственное, что о нем напоминает – овражек в лесу. Видимо, бывает оно тут только весной, в период таяния снега. Посмотрели, походили, насобирали клеще – и в путь. Уже вечереет, надо место под стоянку найти.

Дальше дорога раздваивается. Одна ведет в Ширяево, другая – в Ширяевский овраг 9имеется ввиду направление, так как на самом деле они обе в этот овраг ведут). Мы не ищем простых путей – поехали налево, по длинному пути.

Дорога пошла на спуск, длящийся несколько километров, причем местами достаточно крутой. Неслись с приятной скоростью, торопились развести костер и поставить палатку. Места, конечно, не хоженые – дикие заросли, укатанные квадроциклами. Если б не они – мы вряд ли проехали здесь. Хоть и не люблю я этот вид транспорта, но спасибо им за это стоит сказать – ездят они везде, от чего и польза.

Дорога привела к интересной конструкции – деревянному сказочному мостику через овражек. Увидеть его в полутьме, в зарослях в таком безлюдье – очень необычно. Такие конструкции впечатляют своей нереальностью.

Выехали в Ширяевский овраг и повернули в сторону Ширяево. Ощущение себя здесь в вечернее время суток – тоже очень специфическое чувство. Радость, перемешанная с парадоксальностью. И вполне естественно произошло следующее событие – из за поворота, издавая громкий гул, вылетел параплан с двумя пассажирами на борту. причем летел он на высоте метров 10-20 над землей. Ну где еще, как не вечером в Ширяевском овраге можно встретить такое. Только здесь. Устав удивляться и проводив взглядом чудище, пролетевшее над нашими головами, втопили дальше. Через несколько сот метров увидели подходящее место, поднялись налево и установили палатку. Пора отдыхать.

Утром поднялся небольшой ветер, похолодало. Даже дождик мелкий прошелся. Хорошо, когда нет сильной жары.

Решили запастись провизией в Ширяево. До него километров 15, но по такой погоде проехаться туда – одно удовольствие. По дороге нас ждет Медвежий грот, Каменная Чаша.

Собрались, рюкзаки спрятали, чтобы не таскать – всё-равно возвратимся. Дорога под уклон, места знакомые. Полазили в Медвежьем гроте, пофотографировал. И до Ширяево, не останавливаясь, за час и доехали. Накупили еды, выпили по 2 литра молока (ну, может чуть поменьше). Хорошо, когда есть магазин. Пора назад.

На обратной дороге заехали на Каменную Чашу. Место известное, посещаемое. Своеобразная атмосфера там царит. Тишина, вода течет, часовня. Благодать! Надо самому это видеть, чтобы почувствовать.

Доехали до рюкзаков, решили ехать до Чурокайки, а там найти дорогу до Гудронного. Что и сделали. На одном из поворотов Кочкарного оврага встретили семейство кабанов – 3 мелких и один крупный. Причем, метрах в 40 от себя. Похрюкивая и помахивая хвостами они неторопливо ушли с дороги в лес. И страшно, и интересно. Тихо пройдя это место, повернули на дорогу к Гудронному.

Дорогой то назвать трудно. Это просто примятая квадроциклом трава. Ехать невозможно. Уже темнеет, а нам еще минимум километров 6 топать. Времени на раздумья нет, надо идти. Ехать невозможно.

Шли по дороге с огромной и глубокой колеей через лес. Практически полностью стемнело. Шли долго, и без настроения. Не верно рассчитали время. Ну все равно делать нечего – урок на будущее. Уже не обращали внимания на страшный руст рядом с дорогой в лесу. Пугали какое-то зверье.

К Гудронному вышли часам к 12 ночи. Практически отогнали кабанов, пасущихся в высокой траве, и пошли искать место под ночлег. Увидели вышку, палатку поставили среди деревьев, находящихся рядом. Позже оказалось, что на этом месте раньше была землянка – валялось какое-то железо. Из него я сделал хорошее заграждение для костра – весь жар уходил в нашу сторону. Поднялся холодный ветер, но горячий костер и продукты помогли скрасить чувство усталости. В палатке теплые спальники – в них всегда тепло в любую погоду. Вот и совет – спальники нужно брать теплые. Даже в холодную погоду в них будет тепло и уютно.

Стоит особенно отметить следующий факт. На Гудронном очень много живности. Шагах в 50 постоянно кто-то бегал, причем с достаточно громким треском. Вокруг палатки постоянно слышилось какое-то шуршание. Выглянув, и наведя фонарь на этот шум, я увидел несколько мышей (или сусликов – большие они для мышей), смущенно смотрящих на меня и не совершенно меня не боявшихся. Причем это шуршание было постоянно – видимо, здесь много полостей, оставшихся после землянок, где и живут все эти грызуны.

На утро было солнце. Вид у места был намного радостей, чем мы увидели вчера. Много яблонь с хорошими яблоками (не дикими). Набрали, поели. Кабанов, скорее всего, яблоки тоже привлекают. Увидели глубокую яму, где раньше добывали сланец или еще что-то. Посмотрели на бывшие когда-то землянками ямы, с заваленными входами. Залезли на вышку. Посмотрели на окопы (или что-то их напоминающее) и ровные асфальтированные площадки. Место загадочное, однозначно, и интересное. Тут есть что поискать, и порыться в исторических данных. Но нам пора домой.

Вниз ведет проезжабельная дорога. Сели на велики поехали. Встретили группу дружно растущих белых грибов. Красавцы!

Дорога постепенно стала ровнее. Местами стал появляться асфальт. Встретили группу грибников на машинах. Да, грибов здесь много. А вот и выезд на асфальт. Нам направо.

Дорога длится километров 5, потом она заканчивается нефтяными вышками. Этот факт поставил в тупик – дальше дороги нет. подумав, решили проехаться назад и повернуть вдоль линии ЛЭП, вниз. Идея оправдалась – через несколько десятков метров опять появилась каменная дорога, ведущая вниз. По ней, через пару километров, выезжаем на асфальтовое шоссе на Солнечную поляну и Ширяево. Всё, выбрались.

Закупили по дороге молоко, печенье. В корабль погрузились на Богатыре, около 2-3-х часов дня. всё, теперь можно насладиться свежим речным воздухом, солнцем и ветерком, иногда прохладным, но очень приятным. впереди нас ждет Самара и дом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Компас туриста
Добавить комментарий

  1. Аноним

    есть другая дорога в ширяевский овраг.она выходит на нижние елгуши.если кто не знает это место где овраг делает поворот и ширяево окончательно скрывается из виду.перестаёт ловить сотовый. но дорога там фронтовая. и просто так её не найти из нижних елгушей.
    а в верхних елгушах в 2009 я поставил нормальный стол.на металлокаркасе.
    *есть другая дорога в ширяевский овраг.она выходит на нижние елгуши.если кто не знает это место где овраг делает поворот и ширяево окончательно скрывается из виду.перестаёт ловить сотовый. но дорога там фронтовая. и просто так её не найти из нижних елгушей.* Эта не та дорога в Ширяевский овраг, которая направо поворачивает в Елгушах (типа развилки, одна налево уходит, куда мы и поехали, а вторая направо, сначала в овражек, потом подъемчик), если ехать от Рождествено? Я туда спустился, но сразу клещей штук 10 нахватал, потому и повернул назад. Надо будет как-нибудь проехать по ней.
    ребята вы поехали через поляну встреч там ещё мосток для квадриков . и выскочили в овраг межу к.ч. и чурокайкой. а по дороге через дамбу как раз и вылетаешь в нижние елгуши.в 2009 пробился как раз из нижних 3.5 часа сцеплением воняло!!!!!!!!!!! тягуны там реальные пешком проще проходили.
    Да, интересные названия – Место встреч, Нижние Елгуши. Всё-таки есть что-то в звучании завораживающее. А это не Вы там на светлом Уазике ездили случайно по Ширяевскому оврагу. Несколько раз видели, причем и в 2008-м, и в 2009-м. может быть у меня серая буханка в 2009 к сожалению гонял на 1 мая и 12 июня

    Ответить
  2. Аноним

    мы ребята не местные кто знает подскажите,собираемся приехать летом на Луку на велах покатать примерно по этому же маршруту,нужно ли какое то разрешение или путевку оформлять вроде как нац.парк?

    Ответить