А на той стороне цветы — необычайной красоты

Наконец-то удалось вырваться на ту сторону Волги. Это случилось в субботу, 5 апреля. Но всё по порядку.

В этом сезоне мы с Катей стали велосипедистами. Два велосипеда, приобретенные в качестве подарков нам самим на Новый год, долго ждали своего часа. И наконец-то это произошло. Как только высохли дороги, мы решили съездить в наше первое дальнее (для нас) велопутешествие — размять косточки и мышцы, застоявшиеся и ослабевшие за долгую зиму. Покатушки на прошлой неделе в Царевщине не в счет — было еще грязно и холодно. И мои зимние поездки по снегу тоже не считаю за езду — скорее развлечение.

Решили съездить за Волгу и проехаться через Рождествено, Подгоры и Гаврилову Поляну. Учитывая, что это вообще наша первая поездка через Рождествено на речном транспорте, да еще и с велами — вылазка обещала быть интересной.

В 8 часов шел первый рейс с Речного вокзала — надо было успеть на него. По городу ехать в это время одно удовольствие — редкие машины, свежо, пыли и выхлопных газов нет. Можно погонять по дорогам. На набережной так вообще никого нет. Езжай себе по центру, голубей распугивай. В общем, в 7-50 были уже на Речном. Купили билеты, подошли к пристани. Народу не мало, но место на корме есть. Было еще несколько велосипедов. Интересна показалась процедура загрузки велов — с кормы. Один стоит на корме, другой на пристани. Передают друг другу велики под бдительным оком кондукторши у трапа — а то и свалиться в воду можно. Понимание и взаимопомощь среди велосипедистов особенно радует. Всегда помогут и выручат. Короче, погрузились.

Отчалили, стало холодно. Стояли на корме, любовались видами. Туман, дымка. Дальнего берега не видно. Зашли на Проран, половина пассажиров сошли — в основном рыбаки. И вот она — пристань Рождествено. Наше путешествие началось.

Погода распогодилась. Солнце, яркие краски и неторопливая сельская жизнь слегка удивляет. Как будто в другой мир попадаешь. Давно заметил — на той стороне жизнь течет неторопливо, как будто само время имеет другое измерение. И это привлекает. Хочется подольше побыть в этом ощущении, впитать в себя его аромат. Что мы с удовольствием и делали.

Заехали в продуктовый магазин. Цены выше, ассортимент нормальный. Закупили 2 банки икры заморской — кабачковой, еще советского образца, хлеб, сосиски, сок. Теперь можно и в путь — мы же первооткрыватели.

Асфальтовая дорога по селу прямая, без поворотов. Домики вдоль дороги стоят на протяжении около километра. Затем развилка. Как говорится, прямо поедешь — далеко заедешь. Налево поедешь — тоже далеко заедешь. Направо поедешь — в Подгоры приедешь. Нам туда.

После поворота направо дорога вьется вдоль села еще на километр. Наконец дома заканчиваются и начинаются просторы. Свобода, свежий воздух, любимый человек и пара велосипедов — что еще нужно для ощущения счастья. Все дороги — наши. Были бы силы и желание. А приключения всегда найдутся.

И вот оно — приключение. Догоняем у березовой рощицы какого-то старичка, который что-то делает у обочины в траве. Не обращаем на него никакого внимания, проезжаем. Через сотню метров замечаем: сбоку, у одной из берез на высоте 1,5 метра висит пластиковая бутылка. Сок! Березовый! Кто-то добывает. Бросаем велики и подходим к березе. Да, кто-то собирает березовый сок. Причем очень гуманным способом. Веточку березы на расстоянии 10 см от ствола обрезал, немного расплющил и вставил в бутылку, которую привязал веревочкой к дереву. Из ветки капает сок. Бутылка почти полная. Мы не смогли допустить, чтобы бутылка переполнилась, и бесценный сок вылился через край. Да и просто упустить такой шанс — потырить чей-то сок — нельзя.  Потом же себе сами не простим. Попробовали. Вкуснотища, хоть и похожа на обычную, слегка подслащенную воду.

А в это самое время по дороге прошел, только быстро, этот самый старик с обочины. Нет, не прошел — проехал. Вроде. Стоим с Катей, смотрим то друг на друга, то на старика. Точно — проехал. И на чем бы Вы думали? Правильно. На роликах. Интересная картина — старик с большим рюкзаком за спиной по пустынной дороге проехал на роликах в сторону Гавриловой Поляны. Обычная картина, смею вас уверить, для той стороны Волги. Но мы удивились. Первый раз же, всё-таки, видим такое. Это вам не на площади Славы кататься по ровным плитам перед публикой. Это — 15 км по асфальту и, правда редким, но колдобинам.

Удивленные, впитавшие спортивный дух этого человека, отправляемся дальше. Дорога впереди длинная, поэтому надо… поесть. Сворачиваем по лесной дороге в пролесок. Разводим костерок маленький, достаем нашу икру кабачковую и остальные припасы. Опа. Открывашки нет. Ничего, где наша не пропадала. Ведь предки справлялись как-то и без открывашек. С помощью 2-х метровой палки, мягкими ударами по центру крышки пытаюсь продавить ее внутрь. Безуспешно. Совет на будущее — не пытайтесь этого делать. Крышка не продавится. Зато у нас есть велосипедный ключ с отверткой. Через 2 минуты кропотливой работы по отгибу краев крышка сдалась в плен. Икра кабачковая стала доступна.

Жареные сосиски, кабачковая икра с хлебом, сок — всё идет на пользу велосипедиста. А солнце и хороший денек добавляют настроения. Пора в путь — тушим костер водой из близлежащей лужи.

Выезжаем на асфальт. По обочинам дороги сосновый лес. Ранняя весна, а сосновый лес зеленый. Красотища. Справа показалась древняя разрушенная ферма. Торчащие из земли бетонные арки напоминают скелет какого-то огромного существа. Вдали появляется село. Выползово, как ясно из дорожного указателя. Значит, скоро Подгоры. Асфальтовая дорога сворачивает налево. Еще несколько километров и появляется указатель Подгоры — направо. Останавливаемся, фотографируемся. Горный массив уже почти рядом. Горы серого цвета, кое-где зеленеют хвойные островки сосновых зарослей и просто одинокие сосны. В Подгоры решили заехать на обратной дороге, а пока наш путь лежит по асфальту. Вот и следующая развилка. Налево дорога хоть и асфальтовая, но почти не езженная. Куда она ведет, интересно? Как-нибудь в следующий раз определим. А пока едем направо, в Гаврилову поляну, смотреть ее достопримечательности. Вдали, слева, на холме виднеется какое-то деревянное строение. Как потом окажется — это церковь Святого Ильи, рядом с источником.

Довольно жарко, ветра нет, снимаем с себя всю теплую одежду. Слева, около одинокого дома с сараями видим табличку «источник Святого Ильи». Много про него слышали, в следующий раз обязательно заедем.

Дорога лежит у подножия гор. Знатные места — гора Манчиха, Белая гора, выступающая скала с гротом. Белый крест на склоне, еле видный. Тропинки, поднимающиеся прямо вверх. Справа ручей, еще затянутый льдом. Лед прозрачный, кое-где виднеются полыньи. Куча рыболовов, снующих туда-сюда. Не боятся ведь по тонкому льду ходить! Наверное, надеятся на то, что сосед выручит в случае чего. Тоже свое сообщество, что ни говори.

Дорога вьется небольшим серпантином. Слева видны три креста. Это могилы заключенных из лагеря, который был в Гавриловой поляне во времена Сталина (см. историю Гавриловой Поляны).

Вот и само село, выходящее к Волге. Гаврилова поляна, собственной персоной. Автобусная остановка, и асфальт заканчивается. Дальше грунтовая дорога. Пробуем проехать и… получается. Иногда грязно, но ехать можно. Наша цель — здание сгоревшей психбольницы, или управления лагерем при Сталине. Спрашиваем у местного прохожего дорогу. Показывает, что можно проехать по главной дороге от пристани. Но главную дорогу мы так и не нашли — поехали вверх по какой-то — она оказалась вся в грязи, не проехать. Вернулись к пристани. И тут нас ожидало событие. К нам подошел старик, и сказал: «А что это Вы так долго едете? Я вон уже несколько раз бы смотался». Это оказался тот самый роллер, с рюкзаком. Хоть и много ему лет, а выглядит очень даже себе ничего. «Да мы не торопились», — говорим — «пока всё обсмотришь и время-то пройдет». «Знаю я, как Вы там всё обсматривали! Сок березовый попиваючи» — с улыбкой проговорил старик. Вот тут-то нам и стало стыдно, и сказать нечего. Местный люд всё видит, и запоминает. Так что имейте ввиду. «А что, сок уже идет?» — поинтересовался старик. «Идёт. Вкусный» — отвечаем. «Хорошо. Ну, так Вы обратно собираетесь на чём? Сейчас катер придет, он вас на Красную Глинку закинуть может. 70 рублей с носа, вместе с велосипедом» — предложил наш собеседник. «Не знаем пока. Подумаем» — отвечаем. «Думайте. Вот телефон хозяина катера. До 7 часов вечера ходит. Если нужен — звоните». Вот так у нас появился еще один вариант возврата домой.

Мы решили съездить дальше по грунтовой дороге вдоль Волги, на Крестовую поляну. После Гаврюхи дорога улучшилась, грязь исчезла. Сколько раз здесь ходили, а не знали, что тут две дороги — одна прямо у Волги, другая — выше в гору, метров на 20. Поехали по верхней. Листва прошлогодняя лежит, редкие цветочки выглядывают. Навстречу выехал дедок на велосипеде. Остановился, поприветствовал, и говорит: «Там дальше не проехать. Снег кругом. Сам оттуда возвращаюсь. И объехать нельзя по лесу — тоже всё в снегу. И вообще, вот скоро паром военный запустят, и будем на нем ездить. Дешевле и лучше». «Да, да» — говорим. Вот такой вот диалог. Возвращаемся. Тоже по верхней дороге. Уткнулись в забор крайнего дома Гавриловой поляны. Дорога наверх пошла — и мы туда же. Так, по окраине села и выехали к нашей цели. Поднялись в горку по дороге, выложенной из белого камня, и очутились около старого, развалившегося здания больницы. Жутковато, но не очень. Походили, посмотрели. Местная история. Вспомнил, что уже писал о том, как сгорела больница, и кто в этом виноват. А может и к лучшему, что сгорела. Кстати, что интересно, ни одна собака за всё время нашего пребывания в селе не гавкнула. Тишина какая-то необычная.

Набрали воды, отдохнули, и вниз, на асфальт. Пора в обратный путь. Надо успеть на 5-ти часовой корабль.

Как всегда, дорога домой не запоминается почти ничем. Остановка, серпантинчик у подножия гор. Заехали в село Подгоры. Сразу собаки встретились. Вот и пойми, почему в Гавриловой тишина, а здесь лай. Наверное, потому что здесь дачников не так много живет. Слева увидели монастырь. Красивый, за забором. Недавно отстроился. Монахини по дороге ходят. В общем, жизнь кипит.

Выехали на шоссе, перекусили. Сил уже маловато. Усталость. Но всегда можно порыться и найти их еще немного. Тем более до дома. Вот и Выползово. Поворот. Заброшенная ферма. Сосновый лес. Березовая роща. Рождествено. Приезжаем на пристань. До корабля еще час, можно и велосипеды помыть. И не заметили, что стоит паром, который готовится отчаливать. Но всё-таки вовремя сообразили, сели на него. Машин мало, велосипедисты лежат на скамейках — все устали. Разговорились. Оказывается много интересного можно узнать из разговоров с людьми, тоже интересующимися историей Самарской Луки. Оказывается, от мельницы, что у пивзавода, под землей есть подземный ход прямо до Хлебной площади. Его выстроили, чтобы хлеб не мок во время транспортировки. А под пивзаводом есть множество труб, по которым пиво доставлялось прямо в дом Фон Вакано. И что в протоке, где воронки образуются, затопили 20 барж с камнями, чтобы Волга не пересыхала. И что в источнике Святого Ильи водятся белые лягушки неизвестно какой породы. И что от Гавриловой поляны есть дорога в горы, по которой тоже можно ездить. И что на Гугле можно посмотреть фотографии той самой каменной дороги, по которой мы в Гавриловой поляне ехали. Но обо всем об этом — в следующий раз.

За разговорами и не заметили, что приплыли. Октябрьский спуск довольно крутой. Но и он нам не преграда. Город живет своей жизнью — шумной, пыльной, торопливой. Люди спешат, машины торопятся. Вот мы и снова здесь. Пора домой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Компас туриста
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Большой спасибо за интересный и содержательный рассказ. Я тоже велосипедист. Непременно съезжу по вашему маршруту.

    Ответить
  2. Наталья К.

    Привет! Вы разрешите опубликовать ваш текст в студенческой газете?

    Ответить