История самарского кафедрального собора

самарский кафедральный собор
aviasales

Самым значительным фактором храмового  зодчества в Самаре было строительство кафедрального собора на самой просторной площади города, получившей название Соборная, ныне площадь им. Куйбышева. 14 апреля 1866 года в Самаре освятили место будущего строительства собора, а 25 мая 1869 года состоялась его торжественная закладка. Проект собора разработал петербургский архитектор Э.Жибер. По его замыслу массивный двенадцатиглавый храм с 75-метровой колокольней должен был стать главной архитектурной доминантой Самары. Собор строился на самой высокой точке города и был хорошо виден с Волги.

Сооружение кафедрального собора задумывалось давно, но началу строительства мешали какие-то причины. Покушение на Александра II 4 апреля 1866 года странным образом ускорило процесс принятия решения о строительстве Храма во имя Христа Спасителя с приделом Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, небесного покровителя монарха. Городская Дума выделила 15 тысяч рублей на подготовительные работы. Был создан комитет по сооружению собора, в составе которого были уважаемые граждане Самары и соседних областей.

Комитет несколько раз расформировывался, пока в 1970 году его не возглавил самарский купец Емельян Николаевич Шихобалов. Комитет решал задачи по «совместному распоряжению всем, что касается собора», а именно: по заготовке материала, его хранению и качеству работ.

самарский кафедральный собор

29 августа 1871 года на пароходах «Александр II» и «Императрица Мария» с многочисленной свитой в Самару прибыл Александр II с сыновьями Александром и Владимиром. По инициативе Шихобалова в программу  пребывания государя включили поездку на строительство кафедрального собора. Для этого все подготовили: «… вывели часть стены собора для положения камня на высоте человеческого роста с таким расчетом, чтобы камень находился внутри храма, на самом видном месте, а самый камень, предложенный к поднесению Государю, обтесали в виде большого кирпича, приготовили серебряный молоток, лопатку и другие принадлежности, употребляемые при каменной кладке, и соорудили помост для следования Государя по постройке, покрытый красным сукном». Император положил камень в стену собора.

Девятнадцать лет руководил работой по строительству собора Емельян Шихобалов. Несколько раз сооружение инспектировали специалисты. Так, например, в 1882 году они отмечали, что работы ведутся удовлетворительно, есть отдельные недоставки, которые не могут повлиять на прочность здания. При этом обращали внимание на отсутствие постоянного надзора со стороны архитектора. Его попросту не было.

Вскоре был приглашен в Самару автор проекта собора Э.И. Жибер. Он побывал на строительстве, осматривал здание и высказал свои суждения на заседании городской думы: «… осмотр сооружаемого здания кафедрального собора привел его к убеждению, что здание это, столь грандиозное по размерам и серьезное вообще, до сих пор строилось правильно и прочно. Фундамент, кладка — все производилось с полной аккуратностью и, как видно, под наблюдением человека, знакомого с подобными постройками, не смотря на то, что постройка эта, доведенная уже до значительной высоты, производилась исключительно по утвержденному плану без разработки по оному детальных чертежей».

alpindustria

самарский кафедральный собор

Есть сведения, что строительство было на некоторое время всё-таки заморожено по факту выявления неких трещин в стенах. Когда трещины появились в пилонах собора, давшие основания полагать, что нагрузка на них купольного свода угрожает всему зданию, один высокопоставленный чиновник из МВД взял на себя труд осмотреть храм. Гость из столицы нашел, что никакой опасности нет, и после его доклада в МВД было «… получено разрешение на продолжение строительства».

В 1886 году окончили возведение колокольни, а осенью следующего подняли крест на ее главный купол. Его кладку выполнили из пустотелого кирпича, изготовленного на городских заводах.

К этому времени Емельян Шихобалов часто побаливал, но не отказался от своей общественной обязанности по возведению храма. 7 октября 1888 года городской голова П.В. Алабин собрал экстреннее заседание Самарской городской думы. «В эту ночь, — объявил он, — скончался один из именитейших граждан Самары, один из ее достойнейших общественных деятелей, многие годы потрудившийся на пользу городского общества безвозмездным служением ему до последнего дня своей жизни». Это было сказано про Шихобалова. Поминая его добрым словом городской голова Петр Владимирович Алабин мечтательно говорил: «Пройдут века и грандиозным памятником высоких чувств, одушевляющих наше городское общество, будет красоваться величественное здание нашего соборного храма. Желательно, чтобы будущее поколение в этом храме находили видимое свидетельство того, что общество наше умело ценить своих граждан, посвятивших ему свой многолетний труд и деятельность». Строительство собора продолжил сын Шихобалова.

разрушенный в 1934г. самарский кафедральный собор

Собор был построен в 1894 году. Это обошлось городу в 1,5 млн. рублей. Казалось, что его кладка, замешенная на яичных желтках, выдержит столетия. Однако собор прослужил чуть больше времени, затраченного на строительство. В 30-х годах ХХ века из-за невозможности разобрать здание на кирпичи его взорвали.

Дворец культуры имени Куйбышева

Сейчас на его месте стоит Дворец культуры имени Куйбышева, известный в народе как областной театр оперы и балета. Единственным напоминанием о том, что когда-то здесь в Самаре стоял один из величественнейших соборов Поволжья является крест, установленный в парке рядом со зданием. Без надписей, вызывающий у многих горожан лишь недоумение и вопросы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Компас туриста
Добавить комментарий

  1. Мария

    Замечательно, очень интересно

    Ответить
  2. Алексей

    Кровь в жилах стынет, когда читаешь:
    «»… Из останков и кирпича Кафедрального Собора был возведены прилежащие здания: Дом Красной Армии, Радиостанция и Дом промышленности. 11 марта 1932 года Горстрой принял на себя обязательство: «»Построить на площадях Коммунальной, Вокзальной и площади Революции три общественные уборные, каждая объемом в 352 куб.метра»». На их постройку также шли останки от кафедрального собора. В ноябре-декабре 1932 года и в начале 1933 года на складах новых построек имелись: камень теплобетонный, половняк, кирпичи (бывшие в употреблении), изразцы (бой), битый мрамор, железо (лом), двери (бывшие в употреблении). Это все, что осталось от Кафедрального Собора…»»

    Ответить