Тишеходы на Грушинском фестивале 2008

В эти выходные (4-6 июля) мы посетили Грушинский фестиваль на Федоровских лугах. Могу с уверенностью сказать — Грушинский фестиваль жив. И более того — он всё ещё интересен многим любителям авторской песни. Хотя самому не верилось, что буду вот так вот высказываться после посещения сего действа. Уж больно тягостное впечатление оставило после себя прошлогоднее клонирование его на два отдельных и самодостаточных организма.

Собрались поехать на Грушинский, что на Федоровских лугах. Выбрали сразу, даже не задумываясь на который. Почему? Наверное, это принципиальный вопрос. Уж очень не хочется поддерживать процесс отъема ресурса у людей, создававшего его, долго и по праву им распоряжавшихся. Вся эта история с выкупом (арендой) земли, созданием комфортабельных условий и заявлениями о соблюдении традиций бардовской песни со стороны организаторов фестиваля на Мастрюковских озерах наводит на мысль о коммерческой стороне как основе всего этого процесса. Но, впрочем, это только мое мнение, не более того.

А может мы выбрали Федоровские потому, что на форуме «Велосамары» познакомились с организаторами стоянки в тех местах, и они нам благодушно забили местечко в своем лагере. За что большое спасибо Дельфину и Кэпу. Да и всем остальным, кто был в нашем лагере — тоже респект.

Выехали на велосипедах в половине шестого. За спиной — рюкзаки, захваченные с утра на работу. Впереди — 70 км пути. Вперед, труба (собственная дурь) зовет. Перед выездом на автомобильную дорогу напутствие рядом стоявшего гаишника: «Осторожнее там! Аккуратнее на трассе!» выглядело очень приятно и в тему. Ну, что ж, будем аккуратнее и осторожнее. Знать бы вот только, куда ехать.

Пробирались по городу среди массовых пробок на Ново-Садовой. Всё-таки велосипед — удобная штука в этом плане. По скорости движения мы часто опережали автомобилистов на крутых тачках, то и дело обгонявших нас до следующего затора перед светофором. В целом дорога по городу выглядела монотонной и опасной. Много машин, все спешат, торопятся, порой сами не осознавая куда. Ну ничего, я сам автомобилист, и хорошо понимаю логику самарского водителя. Немного наглости — и все машины тебя пропускают на выездах на шоссе. В таком настроении выезжаем из города — и вот первая остановка на кольце, что при выезде (где дорога на Управу и Царевщину начинается). Жарко, вода уходит моментально. Еще рюкзаки за спиной. Зато это наш новый маршрут, а новое всегда привлекает своей неизвестностью. Вперед, еще долго ехать.

Подъем, спуск, подъем — Управа, затем длинный спуск до Красной Глинки. Обгоняют два велосипедиста, тоже спешащие на Грушу, что на Мастрюках. Взаимное приветствие и вот они уже скрываются из виду. Да, нам еще далеко до таких скоростей. Ну и ладно.

Огромная пробка перед мостом через Сок. До самого переезда, что за поселком Царевщина. Впервые вижу пробку такой длины. Опять, как говорится, на лице преимущества велика. По бешеным взглядам водителей понимаю, что стоят из них некоторые уж точно пару часов. И это в пятницу, когда все за город едут, в престижные, так сказать, места отдыха. Да уж, перед пробкой все равны, и «Жигуленки» и «Поршы». Царев Курган наблюдал за этим с высоты своего положения и посмеивался, наверняка.

В Царевщине покупаем 2 литра гранатового сока, заливаем его к себе в бутылки. Сзади, вдруг, приезжают те двое, что обогнали нас на Управе. «Куда едете?». «На Грушу, куда ж еще?». Узнали, как проехать на Мастрюки, если вдруг сил не хватит. Нужно поворачивать после Курумоча, между двух белых столбов. Потом направо по асфальтовой дороге еще километров 15. Но нам дальше. А в голове вопрос возник: «А что это они сзади нас ехали, ведь они нас опрежали?». Отдыхали, наверное, где-нибудь в кустах.

Проезжаем Курумоч. Уже изрядно подустали. Пошел мелкий дождик, периодически шедший всю дорогу. Дождь — это хорошо, когда весь разгоряченный, а впереди еще десятки километров. Сил уже немного осталось. Выехали на трассу М5. Ориентировались по карте, взятой с собой в дорогу. Кстати, я ее не забыл благодаря тому, что воспользовался списком «Советы: Что нужно брать в поход — 1».  Перед тем, как выйти, взглянул на список и понял, что ее-то как раз и забыл. Позже она еще на раз мне пригодилась.

Вот и поворот на поселок Прибрежный. По дороге — масса машин. Местные, слегка подпившие аборигены, стоявшие на обочине около автомобиля, были очень удивлены, узнав, что мы из Самары. Они сами только что с Грушинского на Мастрюках приехали, очень нас туда звали. Говорили, что через полчаса можно уже доехать до их фестиваля. Но нам надо дальше, на Федоровские луга. По словам этих советчиков дороги из Прибрежного на Федоровские луга нет, надо через Тольятти объезжать. Километров 40. Но нас уже этим не смутить. Мы-то знаем, что проехать можно. Да хоть по железной дороге пройти. Что мы с успехом и сделали.

В Прибрежном доехали до ж/д переезда. Дорога из поселка на Федоровские Луга есть, и мы это знали, и она асфальтовая большую часть. Но переться искать незнакомую дорогу, когда уже стемнело, да после дождика посчитали нецелесообразным. Решили переть напрямик, по железной дороге. Свернули, рядом с путями оказалась уютная дорожка, уходящая вдаль, как раз вдоль путей. Поехали по ней, и правильно сделали. По карте надо было преодолеть километров 8, так что не много для велосипедиста. Дорога то и дело ныряла в лес, обходя овражки. В этих местах шли по железнодорожной насыпи, таща велосипеды на себе. Нам не привыкать. Мы же тишеходы — вездеходы. Потом опять дорожка выныривала из леса, всё больше наполняясь песком. Ехать по ней тяжеловато, благо дожди только прошли. В этом плане нам тоже везло.

Через несколько километров повстречали парочки, идущие на Грушу. Значит, мы на правильном пути. Вот уже и электричка послышалась сзади, и останавливается рядом. В темноте из леса никаких остановок не видно, только дорога в свете наших фонариков. Вот и крики послышались. Всё, мы на Груше. Доехали. На спидометре 70 км, на часах полпервого ночи. Пора спускаться на отдых. Мы его заслужили.

Спустились с горы по тропинке, косо спускающейся в долину Федоровских лугов — подсказали сошедшие с поезда. Нашли свой лагерь, вызвонив Дельфина. Он нас ждал, что приятно. Отправил нас к Кэпу — старшему по лагерю. С ним совместно нашли место под палатку в хорошем месте. Лагерь стоит между двух сцен, рядом футбольное поле. Постепенно погрузились в аромат Груши. Музыка, дым, веселье, крики, голоса, костры. Да, мы снова здесь. Уже с велосипедами, о чем давно мечтали. Велы на прикол, сами ставить палатку и на экскурсию.

Ночная Груша — особенная. Мы всегда, как приезжаем (в пятницу вечером) ходим по фестивалю от сцены к сцене, пропитываясь праздничным настроением. Со всех сцен несется музыка, слышны песни. Около концертных площадок собираются толпы людей. Где, как ни здесь, можно услышать столько живой музыки одновременно? Да, ночь с пятницы на субботу — самое интересное время.

Теперь о самом фестивале. Удивило большое количество людей — их стало больше, по сравнению с прошлым фестивалем. Видимо, многие окончательно определились со «своим» фестивалем. Понравился хороший звук и работа звукорежиссеров (во всяком случае, на некоторых сценах). Грамотная работа звукорежиссера помогает ярче передавать тона и полутона в картинах, создаваемых исполнителями и музыкантами. Приятно удивило то, что организаторы сознательно не пошли на ужесточение отбора выступающих. Были представлены многие направления авторской песни. На мой взгляд, это разнообразие музыки только украшает Грушу. Ограничиваться одной гитарой не стоит. Были интересные группы, исполнители, направления. Понравилось выступление Евгения Евтушенко и песни на стихи известных поэтов. Ходили от сцены к сцене, ноги сами останавливались там, где было что-то интересное. Из музыкальных инструментов были гитары, скрипки, виолончели, барабаны различных форм и звучания. Всяческие прибамбасы, типа бубнов, флейт и трещеток даже не стоит запоминать — всё равно не запомнить. Радует, что всем нашлось место на сцене.

Вдоль главной дороги организовался рыночек, где продавались различные сувениры. Да, такого в Самаре не встретишь. Работала кузница. Вечером кузнецы устроили спонтанное представление, собрав немаленькую толпу зевак. На глазах у всех выковали обручальное кольцо, вручив его одной девушке. Биттлз ассоциация в своих палатках играла вечную музыку, которую даже упоминать не стоит — ее и так знают все. В обед по Груше прошло шествие «За чистоту» в виде демонстрации с плакатами и флагами. Были и другие шествия. Интересным было представление, которое устроили участники клуба «За активную жизнь». Они представили новое течение боевого искусства — капоэйру. Хотя иногда это называют танцем. Смотрелось красиво.

Рыночек работал как всегда — пиво, напитки, еда, палатки-рюкзаки. Вода лилась из скважины. В общем, Груша жила свой обычной жизнью, вдали от городской суеты и тревог. Мы много пропустили, да и нельзя усмотреть за всем — слишком этого всего много.

Вечером в субботу главное действо — концерт на Горе. Исполнители выходят на сцену в виде гитары, расположенной на озере, а тысячи слушателей собираются на горе и сверху слушают исполнителей. Действо длится долго, поэтому мы легли спать раньше, побывав на нем лишь недолго. Красиво, интересно. Фонари на горе на фоне звезд — это стоит видеть.

В субботу проснулись, поели и начали собираться домой. Решили ехать на электричке. Попрощавшись со всеми, договорились встретиться на том же месте в следующий раз. Поехали до остановки «Канал», что напротив села Федоровка, недалеко от Тольятти. Крутой подъем в гору — и мы на перроне. 3 часа ничегонеделанья. Ели мороженое, разговаривали с дачниками, милиционерами, бабулями. Дорога домой — это всегда хорошо.

P.S. Спасибо всем, кто был в нашем лагере. Надеюсь, что встретимся на следующей Груше точно, а может и раньше, на мероприятиях «Велосамары». Спасибо за приятную компанию!